Самые популярные вопросы о Монтессори-методе

Монтессори-педагогика, как и любая авторская методика, имеет своих сторонников и противников. Казалось бы, система, чья история насчитывает больше века, уже прочно укоренилась и в нашей стране, доказав на практике свою действенность и эффективность. Однако, как ни странно, именно этот подход к развитию детей (наверное, больше чем какой-либо другой) до сих пор окружен множеством мифов и предубеждений. Мы постараемся опровергнуть наиболее распространенные мифы и тем самым ответить на самые часто задаваемые родителями вопросы о Монтессори. Надеемся, что кому-то это позволит взглянуть на привычные вещи по-новому.

Правда ли, что Монтессори – это педагогика для «особых» детей?

Многие до сих пор убеждены, что монтессори-метод предназначен для детей с отклонениями в развитии. Стоит признать: в данном утверждении есть доля правды. Связано это заблуждение с историческим фактом. Не все знают, что Мария Монтессори была не только выдающимся педагогом, но и первой в истории своей страны женщиной-врачом, а изыскания в области педагогики действительно начинала с работы с «особыми» ребятишками. Каково же было удивление общественности того времени, когда весьма проблемные и неблагополучные воспитанники, занимавшиеся по новаторской системе, стали заметно опережать полноценных сверстников. Так подтвердилась гипотеза о том, что в соответствующих условиях (в специально созданной, продуманной до мелочей среде), при наличии разумной свободы с одной стороны и четких правил – с другой, абсолютно любой ребенок будет развиваться.

Другой вопрос, как будет протекать процесс у человечков, от природы наделенных различными способностями, чертами характера, темпераментом. Естественно, неодинаково. У одного малыша прогресс станет очевидным сразу, у второго проявится спустя какое-то время. Исследования Марии Монтессори доказали и наглядно продемонстрировали действенность такого подхода. Если уж «особые» дети смогли добиться выдающихся результатов, что говорить об их развивающихся по возрасту или одаренных ровесниках? Динамика их интеллектуального роста, несомненно, окажется куда более впечатляющей. И главное – в монтессори-группе каждый ребенок, независимо от возраста, способностей, уровня подготовки, будет развиваться и двигаться вперед.

Правда ли, что Монтессори-метод подходит не всем детям?

Нередко от мамочек приходится слышать: мое чадо – точно не для методики Монтессори! Особенно часто так говорят мамы сыновей, подкрепляя свое мнение тем, что девочки куда более усидчивые, спокойные и послушные. На самом деле, как мы уже говорили, данный метод подходит для всех детей. Монтессори-группы всегда состоят из разновозрастных ребятишек. Уже по этой простой причине педагог не имеет никакой возможности сравнивать их между собой. Да и задача учителя здесь заключается не в том, чтобы сопоставлять достижения детей, а в том, чтобы помогать им делать первые самостоятельные шаги по пути освоения мира.

Каждый малыш в группе развивается в собственном темпе и занимается только тем, что интересно лично ему. Монтессори-среда очень разнообразна и насыщена: даже школьник без труда найдет тут дело по душе. Стоит ли сомневаться в человечках, которые многие вещи и явления окружающего мира открывают для себя впервые. Маленьких непосед интересует все вокруг! Даже самая незначительная с точки зрения взрослого деталь может полностью завладеть их вниманием, буквально заворожить. И совершенно неважно, мальчик это или девочка, спокойный ребенок или с «шилом» в одном месте, быстро он вольется в процесс и усвоит правила поведения или будет привыкать к непривычным порядкам долго и тяжело. Разница заключается лишь в том, сколько времени потребуется конкретному малышу, чтобы приспособиться к новым условиям; начать работать сосредоточенно, увлеченно, без помощи родителей или педагога, а следовательно, с большей пользой для себя.

Все дети разные, в хорошем смысле слова – особенные, поэтому и привыкание у каждого ребенка проходит индивидуально. Мамам, которые отдают предпочтение Монтессори, не следует забывать, что адаптация в разных ее вариантах – вполне нормальное явление. Нужно помнить об этом и не пугаться сложностей и проблем, возникающих в первое время абсолютно у всех новичков. Месяц-полтора – и самый шустрый непоседа превратится в усидчивого и внимательного исследователя.

Правда ли, что заниматься по методике Марии Монтессори можно, не выходя дома?

Еще один популярный миф о Монтессори гласит, что это вовсе не педагогическая система, а псевдонаука, к которой не стоит относиться серьезно и уж тем более тратить на это свое время и деньги. Мол, чему научится ребенок, если и учить-то его по-настоящему никто не намерен. Казалось бы, правда: зачем расходовать силы и финансы на то, чтобы водить малыша в класс, наполненный предметами с непонятным функционалом и предназначением. К чему все усилия, если «развивайки» легко купить в любом детском магазине, и уж совсем не проблематично проводить уроки на дому, причем в удобное для себя время. В таком случае не придется иметь дело с капризами крохи, с некстати пролитой водой или рассыпанной крупой (ведь «неудобные» для мамы материалы, скорее всего, будут попросту отсутствовать).

Конечно, организовать подобие монтессори-среды при желании можно и дома. И даже ежедневно заниматься с малышом. Но, как бы вы себя ни убеждали в правильности выбора, подобное обучение не принесет вашему ребенку тот ценный опыт, какой подарят уроки в студии. Занятия в монтессори-классе не сводятся к манипуляции различными материалами (многие из которых конструировались специально для детских ручек и пальчиков, тщательно изучались, научно апробировались). Не стоит забывать про различные правила, традиции, праздники. Посещая студию, ваш кроха будет не только тренировать ум и развивать способности, но и социализироваться – общаясь с педагогом, другими ребятами, их мамами. Возможно, именно здесь маленькому человечку предстоит впервые почувствовать себя самостоятельным, ощутить успех от побед. Тут он получит возможность делать собственный выбор, не навязанный кем-то из взрослых, пробовать силы в новой, столь увлекательной деятельности. Вряд ли все эти условия удастся создать в домашней обстановке.

Педагог, работающий по данной методике, должен быть профессионалом с большой буквы, имеющим за плечами специальное образование, знания и подготовку. Следует помнить: эта система была разработана без преувеличения гениальным человеком Марией Монтессори – врачом, педагогом, философом, ученым. Трудно переоценить ее вклад в развитие гуманистических идей ХХ века, а повторить ее достижения, наверное, просто невозможно.

Правда ли, что в Монтессори слишком строгие правила?

Не менее часто доводится сталкиваться с мнением, что на занятиях в монтессори-группах детям не разрешают ходить, бегать, общаться с другими ребятами, баловаться. На деле, и под этим подпишется каждый грамотный педагог, единственное, что действительно запрещается юным монтессорийцам, – мешать своими действиями другим ученикам. Все остальное не возбраняется. Хочет малыш размяться – да пожалуйста, в любом классе есть специально выделенная двигательная зона. Нравится вашему чаду наблюдать за окружающими – а кто сказал, что нельзя? Пусть смотрит по сторонам на здоровье! Когда придет время и он «дозреет», то погрузится в работу настолько, что вряд ли кто-то сможет ему помешать. Предпочитает кроха трудиться сообща? Пускай работает в паре с соседом – лишь бы тот не был против! Правила существуют не для того, чтобы ограничивать активность и стремления детей, а для создания условий, в которых каждому ребенку будет комфортно заниматься и развиваться. Поверьте, не стоит из-за этого сильно переживать: все требования и традиции малыши усваивают достаточно легко и без особых возражений. Если в силу возраста проблемы с привыканием и возникают, то ненадолго. Малыши невероятно адаптивны, поэтому им не составляет особого труда усваивать новые нормы поведения.

Правда ли, что в монтессори-классах дети совсем не играют и не занимаются творчеством?

Многие родители отдают предпочтение центрам раннего развития, где уроки строятся и проходят по классической схеме: процессом управляют воспитатели. Они решают, как пройдет урок, чем и когда ребятишки будут заниматься. То есть, подобно большинству аналогичных учреждений, берут инициативу в свои руки, общаясь с малышами с привычной с точки зрения взрослого позиции. В монтессори-школе вы не встретите традиционного подхода. Здесь воспитанники не просто занимаются под присмотром педагога, а с помощью материалов (можно называть их игрушками, если хотите) осваивают окружающий мир, овладевают навыками практической жизни (учатся обращаться со стеклянной посудой, шнуровать ботинки, вытирать со стола, подметать, стирать, гладить, причем всерьез и по-настоящему!).

Вы даже не представляете, какую радость испытывают при этом дети! Возможно, вы удивитесь, но большинство маленьких непосед отдают предпочтение настоящей работой: им очень нравится полоть грядки, поливать цветы, мыть тарелки и кружки, убирать мусор. Такая «взрослая» деятельность приносит им намного большее удовольствие, чем игра с куклами, машинками или кубиками. Конечно, в жизни малыша должно находиться место беззаботной игре, беготне и просто баловству, ведь если заниматься чем-то одним, то даже самое увлекательное дело рано или поздно прискучит.

Что касается творчества, то оно царит на любом уроке в монтессори-классе! Почему? Потому что педагог показывает ребенку лишь алгоритм работы с тем или иным дидактическим материалом, остальное – воля и фантазия каждого ученика. Разве это не проявление свободы мысли? Вдобавок дети могут свободно рисовать, лепить, клеить – и делать это сколько душе угодно. Только вот здешняя обстановка так богата разными занятными предметами, что вряд ли малыш добровольно откажется от других интересных дел. Не стоит забывать про «круги», которые традиционно завершают каждый урок. Тут ваш ребенок будет запоминать стишки, петь, двигаться под музыку, осваивать пальчиковые игры – и, поверьте на слово, делать это исключительно по собственному желанию и с превеликим удовольствием.

Конечно, основа Монтессори – это «умная среда», которая даже самому маленькому карапузу позволяет «строить самого себя». Каждый материал готов в любой момент стать творческой лабораторией, где ребенок может изучать явления окружающего мира, исследовать взаимосвязи, получать новую информацию. Но при этом данная педагогическая система не обходит стороной и другие важные аспекты детского развития, такие как музыка, рисование, танцы. Все в совокупности и делает систему гармоничной и эффективной.

Правда ли, что, занимаясь по методике Марии Монтессори, дети не овладевают навыками социализации и не развивают речевые способности?

Следующее заблуждение обычно подкрепляется тем фактом, что на занятиях по данной системе ребята трудятся автономно (манипулируют с выбранным материалом за столиком или на коврике). При этом другие «ученики», согласно правилам, не должны вмешиваться в познавательный процесс и уж тем более мешать своими действиями соседям. Действительно, в Монтессори дети чаще всего занимаются самостоятельно (вместе с мамой, если речь идет о малышах). Однако это не значит, что ребятишкам запрещено общаться: наблюдать друг за другом, переговариваться, работать с материалом сообща, просить о помощи, договариваться об очередности и т.д. Подобные ситуации из раза в раз подталкивают малыша к необходимости обратиться к другому человеку, будь это такой же карапуз, успевший первым занять любимую игрушку, или педагог, у которого надо взять чистый листочек или салфетку. А как это можно сделать? Поначалу, конечно, с помощью мамы, а потом – самому, озвучив желание словами.

Кстати, для формирования и пополнения детского лексикона в монтессори-классе существует специально предназначенная зона речевого развития, где расположены книжки, тематические наборы предметов (например, мебель, дикие и домашние животные, овощи, фрукты и многое другое). Ни один малыш не обходит эти материалы стороной, а значит, развивает свои речевые способности и возможности, накапливает пассивный словарный запас. Таким образом, без общения, молчаливого или опосредованного словами, не обходится ни один монтессори-урок. И дети в таких группах не просто общаются, а дружат и с нетерпением ждут очередной встречи друг с другом.

Правда ли, что в Монтессори-классах и садах дети растут в тепличных условиях, поэтому им потом тяжело адаптироваться к реальной жизни?

Бытует мнение, что, развиваясь по методу Марии Монтессори, ребенок не получает навыков, необходимых для дальнейшей «взрослой» жизни в социуме. Многие рассуждают так: привыкнув к искусственно созданным, «тепличным» условиям, ребятишки потом с трудом привыкают к «суровым реалиям» детского сада и школы. Некоторые мамы вопрошают: «А как же он будет решать конфликты в садике, если здесь все по правилам? Чужое не бери, за собой прибери... Там-то ему никто уступать не будет!» Волнения родителей понятны – каждый из нас готов «подстелить соломки» на каждом шагу, лишь бы малыш не набивал лишних шишек и избегал негативного опыта. Но заранее подготовить малыша ко всем жизненным сложностям и испытаниям нереально как бы мы не старались. На чужих ошибках еще никто не повзрослел.

Единственный способ помочь своему чаду – предоставить ему свободу в пределах разумного. Только так маленький человек научится преодолевать малые и большие препятствия на своем пути. Именно на это и нацелена монтессори-педагогика, для этого разработаны четкие и понятные правила, создана специальная «среда», где даже самый юный ученик может делать собственный выбор. Выбор же – это ответственность за результаты и приобретение ценного личного опыта, который в будущем позволит ребенку принимать взвешенные решения в различных жизненных ситуациях.

Правда ли, что после Монтессори дети с трудом привыкают к традиционному детскому саду и классической школе?

Данное заблуждение можно опровергнуть с помощью упомянутого выше тезиса: дети – очень гибкий и подвижный народ. К новому они приспосабливаются намного легче нас, взрослых. Что касается воспитанников монтессори-школ, они, как правило, во многом опережают сверстников. Так пятилетние ребятишки уже способны бегло читать, писать, оперировать с многозначными числами, разбираться в устройстве солнечной системы, делать научные доклады и многое другое. И самое важное – дети любят и хотят учиться! В монтессори-классах их никто не принуждает, не заставляет, не оценивает по пятибалльной шкале, не сравнивает друг с другом. Монтессорийцы с раннего детства привыкают работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца, получать удовольствие от процесса и от конечного результата. Они обладают абсолютно всеми данными, чтобы в традиционной школе быть успешными и успевающими!